Потребители просят защиты

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, корреспондент газеты «ПК», попытался выяснить, как обстоят дела с защитой прав потребителей в Санкт-Петербурге, кто и насколько эффективно защищает их права

Сам себе защитник

Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге, как и в других регионах России, права потребителей уже шесть лет на государственном уровне защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в городе, как и в стране в целом,   не создана эффективная система защиты прав потребителей.
Однако Санкт-Петербург среди других субъектов выделяется еще и тем, что в структуре администрации города с 2010 г. под предлогом сокращения чиновничьего аппарата ликвидирован отдел по защите прав потребителей. Соответственно эти функции были урезаны и у районных администраций. Непонятно, какой логикой руководствовался предыдущий губернатор: то ли во втором по величине в России городе нет потребителей, то ли права граждан защищены настолько хорошо, что они даже перестали жаловаться. К сожалению, практика работы общественных организаций потребителей говорит об обратном: количество жалоб растет с каждым годом, а, вот, помочь гражданам удается далеко не всегда. И причин здесь несколько.
Во-первых, уровень потребительской грамотности населения оставляет желать лучшего. Однако винить их можно здесь только отчасти. Государство, создавая рыночную экономику, просто обязано было подготовить к ней потребителей за счет реализации различных образовательных программ, начиная со школьного возраста. Этого сделано не было. В результате сегодня огромная сфера потребительских услуг, в которой крутятся триллионы рублей, зачастую грубо игнорирует права покупателей. Каждый из вас может привести не один пример, когда его права нарушались в магазине, автосервисе, химчистке, магазине, транспорте, турфирме – список можно продолжать бесконечно.
«Если взять конфликтные ситуации по договорам купли-продажи бытовой техники, мебели и т.д., то здесь закон «О защите прав потребителей» работает, – говорит заместитель председателя региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей» Михаил Овчаров. – Но если мы коснемся сферы услуг, то потребитель практически не защищен. Существенные условия договоров на оказание услуг населению: туристских, связи, транспорта, образовательных, медицинских и др. не прописаны в законодательстве, что позволяет их исполнителям «законно» навязывать потребителям невыгодные, а то и просто жульнические условия договора».
Во-вторых, в России по решению «сверху» действует четкое указание «Нельзя кошмарить бизнес!». Этим принципом сегодня руководствуется вся административно-репрессивная система, включая Роспотребнадзор, прокуратуру, судебную власть и другие надзорные органы. Отсюда штрафы в одну тысячу рублей на гипермаркет за реализацию некачественных пищевых продуктов, резкое сокращение числа плановых проверок, уведомительный характер тех самых проверок, ликвидация административных барьеров и как следствие – отсутствие неотвратимости наказания для недобросовестного бизнеса, зарабатывающего деньги за счет обмана потребителей.
Система государственного надзора стала формальной, а нарушение прав потребителей, наоборот, превратились в систему. Потребители, наблюдая вседозволенность бизнеса и неспособность государства защищать права граждан, с каждым годом теряют надежду отстоять свои права.  
В-третьих, в последнее время государство существенно тормозит развитие общественного контроля в сфере защиты прав потребителей. Хотя именно общественные организации в развитых зарубежных странах являются стержнем этой системы.
Последние поправки в ст.45 закона «О защите прав потребителей», определение судебной коллегии Верховного суда РФ, трактующее ст.17 закона (выбор подсудности) не в пользу общественных объединений потребителей, другие нормативные акты, по сути, душат общественное движение в защиту прав потребителей, препятствуя созданию на рынке справедливого баланса интересов продавцов и покупателей.
«Зачастую, даже выиграв судебное разбирательство в защиту прав потребителя, — говорит Евгений Владимиров, президент общественной организации г. Санкт-Петербурга «Общество по защите прав потребителей Санкт-Петербурга», — невозможно добиться исполнения судебного решения. Вдруг оказывается, что на счету компании-ответчика нет денег. Фирмы объявляют себя банкротами, но тут же возобновляют деятельность под другой вывеской – были «Рога и копыта», а стали «Копыта и рога», только руководство не меняется – фамилии одни и те же, но взятки с них – гладки».

Закон, что дышло

Председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий уверен, что настало время создать в городе эффективную систему защиты прав потребителей. В Петербурге пока нет даже такой программы. А, например, в Ростовской области, Красноярском крае и даже Ленинградской области местные администрации позаботились о ее создании.
— Бюджет расходуется на все, кроме поддержки обществ по защите прав потребителей, – говорит Михаил Овчаров, – Наша организация, как и десятки других, не получает никакой государственной помощи, хотя она положена нам по закону. Так, существует Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей». В нем говорится, что государственные органы должны принять меры по оказанию необходимой помощи общественным организациям потребителей. Увы, это постановление не работает все 17 лет! Как не работают и статьи законов Санкт-Петербурга №149-51 от 03.09.1997 и № 377-57 от 17.07.2005 о порядке распределения помещений и их аренды для обществ по защите прав потребителе на льготных условиях».

Наука выживать

Казалось бы, координировать работу общественных объединений потребителей должен Роспотребнадзор. Однако, на контакт с общественниками ведомство идет не охотно.  Председатель одного из обществ потребителей Алексей Зайцев говорит, что с этой структурой у общества вообще нет взаимодействия. С ним соглашается и Евгений Владимиров, президент Общества по защите прав потребителей Санкт-Петербурга.
По словам Всеволода Вишневецкого, взаимодействие с Роспотребнадзором оставляет желать лучшего – наказание недобросовестных предпринимателей по обращениям «Общественного контроля» следует лишь в 15% случаев, да и вряд ли можно назвать его строгим – штрафы не выше 5 тыс. руб.
Начальник юридического отдела Роспотребнадзора Елена Губарева настаивает, что все материалы, поступающие от обществ по защите прав потребителей, рассматриваются в обязательном порядке. Другой вопрос, что, будучи ограниченными в действиях ФЗ № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…», специалисты Управления не всегда могут привлечь нарушителей к ответственности. Ведь по закону, прежде чем выйти с внеочередной проверкой на предприятие, Роспотребнадзор должен получить санкцию прокуратуры и заранее предупредить предпринимателя о своем визите. Есть и еще одна проблема: до сих пор ни одним законом не прописан механизм и порядок проведения общественного контроля в сфере потребительского рынка.

Слабая сторона должна стать сильной

Сегодня общественные организации возлагают надежды на инициативы Президента РФ Дмитрия Медведева, который недавно дал поручение своим подчиненным вспомнить о том, что потребитель является слабой стороной в условиях рыночных отношений и его права нуждаются в надежной защите. Однако, несмотря на то, что прошло уже два месяца с даты заседания президиума Госсовета в Саранске, исполнительная власть до сих пор не озвучила конкретного плана действий по реформированию сферы защиты  прав потребителей. Неужели потребители для того, чтобы заставить власть и бизнес себя уважать, должны объединиться в какой-нибудь фронт и показать,  кто же на самом деле всегда прав?        

Римма ВИКУЛИНА

Комментарии закрыты

Навигация по записям