Подведомственность гражданских дел

Нормативные источники
о подведомственности гражданских дел

1. Постановление
Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004г.

2. Постановление Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005г.

3. Постановление Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005г.

4. Постановление Пленума ВС РФ № 18 от 20.11.2003г.

5. Постановление Пленума ВС РФ № 17 от 20.11.2003г.

6. Постановление Пленума ВС РФ № 2 от 20.01.2003г.

7. Постановление Пленума ВС РФ № 11 от 09.12.2002г.

Понятие и подходы к подведомственности гражданских дел

1. Подведомственность гражданских дел необходима для
разграничения полномочий между правоприменительными органами, судами.

2. Подведомственность раскрывает, какой вопрос относится к
чьему-либо ведению.

3. Подведомственность – это свойство дел, в силу которого их
рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного судебного
органа

4. Подведомственность необходимо для точного определения
круга гражданских дел, разрешение которых относится к компетенции конкретного
органа.

Кто вправе разрешать юрисдикционные дела?

  • Конституционный Суд РФ;
  • Суды общей юрисдикции;
  • Арбитражные суды;
  • Третейские суды;
  • Комиссии по трудовым спорам;
  • Профсоюзные органы;
  • Органы исполнительной власти;
  • Нотариальные органы.

Виды
подведомственности:

  • Судебная подведомственность
  • Общественная подведомственность
  • Административная подведомственность (ее предметом
    являются полномочия органов исполнительной власти, должностных лиц по
    рассмотрению и разрешению юрисдикционных дел).
  • Виды судебной подведомственности:

    1. Исключительная (единичная) судебная подведомственность
    дело может быть рассмотрено только судом (например, дело о восстановлении на
    работе);

    2. Альтернативная судебная подведомственность (множественная
    бывает альтернативной, договорной, императивной)
    – означает, что дело может
    быть отнесено к ведению различных юрисдикционных органов (по усмотрению
    заинтересованного лица) например, ст. 254 ГПК РФ;

    3. Договорная подведомственность – определяется соглашением сторон,

    4. Императивная (условная) подведомственность – означает,
    что для определенной категории дел закон предусматривает прохождение
    предварительного внесудебного порядка разрешения спора;

    5. Смешанная подведомственность (содержит признаки
    альтернативной и императивной);

    6. Подведомственность, определяемая по связи исковых
    требований.

    Критерии и правила определения подведомственности:

    1. Характер спорного правоотношения

    2. Субъектный состав участников спора (ст. 22 ГПК РФ, ст. 27
    АПК РФ);

    3. Спорность либо бесспорность права (разграничивает
    подведомственность дел между судами, нотариусами, органами ЗАГСа);

    4. Наличие договора между сторонами спора.

    Последствия несоблюдения подведомственности:

    1. Отказ в принятии искового заявления (ст. 134 ГПК РФ);

    2. Прекращение производства по делу (ст. 220 ГПК РФ);

    3. Возврат заявления (ст. 135 ГПК РФ).

    4. Статья 223 ГПК РФ.

    Комментарии закрыты

    Навигация по записям